Чем мне нравится Тони в MCU — так это тем, что это персонаж, чье развитие как личности нам очень отчетливо показывают, причем, в первые 25 минут первого фильма.
Что-то прямо простыняИтак, вначале Тони живет с четким и
Он живет легко, играючи. Нравится делать ракеты (точнее, ему показали в свое время, что ракеты — это очень годный объект применения его талантов и возможно творить) — делает ракеты. Что там дальше происходит, его уже не касается. При этом у него как будто особенно и нет типичной оторванности от окружающей действительности, которая присуща безумным ученым (см. Рида), ему просто монопенисуально, что еще где происходит, потому что он не воспринимает все эти фигли-мигли.
(При этом он достаточно социализирован, чтобы не казаться совсем не от мира сего, и это косвенно подтверждает мое предположение, что муви!Тони в свое время целенаправленно натаскивали на то, чтобы общаться с окружающими с максимальной для себя (и компании) эффективностью. Я бы скорее предположила, что этим занимался Обадайя (он скорее пиарщик, а не ученый), который сразу заметил, что паренек какой-то «негодный», но надо работать с тем, что есть, то есть, тупо обучить, как себя вести.)
И именно поэтому у Тони случается такой сильный шок, когда ВНЕЗАПНО выясняется, что созданные им ракеты могут оказаться не в тех руках. И так же ВНЕЗАПНО оказывается, что они еще и убивают живых людей. И на пустом, казалось бы (с учетом всех обстоятельств) месте у Тони начинается самый настоящий экзистенциальный кризис, который и приводит к изменению его приоритетов в жизни. Другими словами я бы это назвала так: Тони Старк осознает, что в мире есть другие люди, и решает их защищать (будучи мотивированным отчасти принципом «по праву сильного», а отчасти — чувством вины).
Так что вся эта история (которую многие называют инициацией Тони в муви) — это своего рода метафора очень травматичного взросления. При желании можно найти аналоги в реальной жизни, но это затронет слишком много больных тем.
В комиксах, что интересно, эта тема таким образом не подается.
В олдскуле нет резкого контраста между «эгоистом Тони до» и «»героем Тони после». История в условной азиатской стране, приведшая к созданию брони, заставила Тони осознать, что он может (а по его кривой логике и должен) защищать людей ЕЩЕ И ТАК. До этого момента он был типичным «позитивным бизнесменом»: помогал своей стране, заботился о своих работниках, тащил в одиночку компанию, занимался научными исследованиями. Это показано сильно пунктирно, но и по более поздним сюжетам можно сделать достаточно обоснованные выводы, что изначально Тони был этаким руководителем социально ответственного бизнеса. Полученная от мины травма (и физическая, и психологическая) только подтолкнула его к идее, что он обязан еще немножко мир спасать, раз уж подвернулась такая возможность.
Более поздние комиксы любят эксплуатировать тему «плейбоя, эгоиста, никчемного человека», но в ранней истории этого не было и в помине. Даже любвеобильность Тони особенно в вину не ставили, да и с большей частью своих пассий, судя по всему, он возвышенно и целомудренно «дружил», а не этосамое.
И образ получился более позитивным и цельным (изначально), но в этом аспекте менее ярким из-за отсутствия контраста. Это в целом характерно: комиксный Тони — полутона, нюансы и комплексность; муви!Тони — яркость, контраст и некоторое упрощение.
Тем не менее, возвращаясь к началу поста, хочу сказать, что, конечно, определенную «точку перехода» переживают все или почти все персонажи-супергерои. Это могут показывать или не показывать, но если они такими не родились, а выросли или были воспитаны, соответствующие события в биографии обязательно проявятся.
Но именно про Тони нам показывают не просто драматические перемены, но еще и достаточно достоверные, с прямым аналогом в реальной жизни.
Может быть, именно поэтому его история так цепляет.